Методика преподавания математики в школах Сингапура

Начиная с 1982 года, в школах Сингапура стали применять новую на тот момент методику преподавания математики, рассчитанную на учеников младшего возраста от 5 до 12 лет. Образовательный подход оказался успешным. Вскоре у него появилось немало последователей в разных странах. Главные отличия сингапурской методики – командное обучение, учёт возрастных особенностей обучаемых, отсутствие резких переходов от теории к практике.


Простая, на первый взгляд, методика обеспечивает высокое качество усвоения материала. Большое значение придаётся мыслительному процессу. От учеников требуется не запоминание скучных правил, а понимание сути математических понятий, условий задач и принципов их решения. Работа ведётся до полного усвоения детьми изучаемой темы. В последствии им многократно предлагаются задания, в которых необходимо повторное использование полученных знаний и навыков.

Акцент делается не на объёмах или скорости, а на качестве. В российских школах на каждую тему выделяется строго фиксированное количество часов. Здесь на уроках математики обычно сразу после скучно поданной теории происходит резкий переход к практической части, когда ученикам приходится выполнять задания, сложность которых возрастает со скоростью роста геометрической прогрессии. Сингапурская методика предполагает значительно большую свободу от давления времени, так что уроки выглядят как творчество. Для наработки навыков школьники решают много однотипных задач, рассматривают самые разные примеры применения на практике ранее изученных понятий. Учебники изобилуют наглядными иллюстрациями, благодаря которым ребёнок легко понимает, о чём идёт речь в задании, каковы исходные данные и что требуется определить. Красочно подаются разнообразные подходы к поиску ответа. У детей появляется возможность не просто решить задачу, а сделать это наиболее рациональным способом.

Занятия проводятся в атмосфере тесного взаимодействия обучаемых. В коллективных обсуждениях детей учат высказывать свои мысли и слушать других. Такой подход развивает логику, вырабатывает привычку чётко формулировать идеи. Ребёнок привыкает спокойно относиться к другим мнениям, видеть, что у одной задачи может быть несколько решений. Российские учителя редко практикуют коллективный подход к обучению. Обычно это проявляется в виде работы над ошибками уже после того, как каждый из учеников самостоятельно выполнил задание. Подсматривать в тетради одноклассников, советоваться с кем-то из них запрещается. Но разборы подобного рода редко заинтересовывают детей, они кажутся им скучными, и время, по сути, уходит впустую.

Учёт возрастных особенностей учеников позволяет проводить обучение без перегрузок. Малышей последовательно ведут к абстрактным понятиям математики. Они вводятся постепенно через использование большого числа примеров с конкретными предметами. Позже вместо фигурок, которые можно в буквальном смысле прибавлять друг к другу, появляются картинки, демонстрирующие процесс сложения. Наконец, наступает абстрактный этап обучения, когда ученикам предлагаются задания с цифрами, числами и знаками. Тщательно подготовленный предыдущими этапами ребёнок оперирует ими без затруднений.

Маленьким детям, осваивающим азы точной науки, важно наглядно показать, что из чего следует и почему именно так. Сингапурская методика как раз позволяет сделать это. Учеников приучают всегда понимать, с какой целью осуществляется та или иная операция. Они хорошо видят структуру решения, логику рассуждений, ту элементарную основу, на которой строятся даже очень запутанные математические примеры. На каждом занятии идёт серьёзная мыслительная работа. При таком подходе математика не воспринимается сложным предметом, нужность которого в нашем мире вызывает сомнения. Напротив, дети с раннего детства начинают принимать её как царицу наук, открывающую для других областей знания широчайшие возможности 

Комментариев нет:

Отправить комментарий