Мастера, специализирующиеся на выращивании растений в агротехнике бонсай,
считают каждое подобное деревце вселенной в миниатюре. Иногда растениям даются
имена, подчёркивающие красоту природы, воплощенной в живой “скульптуре”.
Приверженцев этого искусства, зародившегося в Древнем Китае, особенно много в
Японии. Бонсаисты Страны восходящего солнца строго придерживаются правил,
регламентирующих различные аспекты классического бонсай: пропорции частей
“растения в плошке”, его форму, сочетаемость размеров миниатюрного дерева и
контейнера, в котором оно развивается, особенности создания композиций и прочие
нюансы. Существуют свои каноны и в таком вопросе, как демонстрация природных
миниатюр.
Основное правило экспозиции – показ каждого бонсай следует проводить строго
индивидуально, его нельзя представлять в сочетании с другими растениями. Обычно
это делается в периоды, когда деревце выглядит наиболее привлекательно. Для
азалии и граната наилучший для демонстрации момент наступает во время цветения.
Для клёна пальматум и бука – осенью, чтобы показать красоту окрашенной яркими
красками листвы. А вот трёхраздельный клён эффектнее всего выглядит в зимний
период, без листьев прекрасная структура ветвей миниатюрного дерева впечатляет
особенно сильно.
У растений, выращенных в соответствии с классическими канонами, имеется
лицевая сторона. Здесь наиболее выразительно прорисован изгиб ствола, хорошо
видно сплетение ветвей. Во время экспозиции дерево размещается “лицом” к
зрителю. “Парадная” часть выделяется уже в начале формирования бонсай. Всякий
раз, выполняя обрезки, мастер учитывает расположение лицевой стороны дерева. При
просмотре сформированного растения создаётся впечатление, будто оно находится в
позе приветствия, принятой на Востоке.
В Японии для демонстрации бонсай используются небольшие столики, которые
размещаются в специальных нишах. Растения выращиваются под открытым небом, в дом
их заносят только на время проведения экспозиции. Обычно это бывает в
праздничные дни или перед приходом гостей. Маленькие деревца высотой до 15
сантиметров могут выставляться на этажерках, но и в данном случае каждое
растение, как правило, ставится на своём крохотном столике.
У растений, выращенных европейскими бонсаистами, явно выраженной “парадной”
стороны нет. Их можно выставлять для кругового обзора. Связано это с тем, что в
Европе помещения далеко не всегда обустраиваются в японском стиле. При
отсутствии ниши, предназначенной для экспозиции бонсай, столик с растением
ставят там, где изысканность деревца заметна особенно хорошо, например, в центре
комнаты. Если в одном помещении демонстрируются несколько природных миниатюр, их
следуют разнести, добиваясь того, чтобы внимание зрителя направлялось на
конкретное растение. Окружающие предметы, включая демонстрационный столик,
должны стать лишь ненавязчивым фоном для прекрасной экспозиции. Столик обычно
делается максимально простым, его поверхность может быть покрыта однотонной
скатертью или циновкой.
Миниатюризации поддаются многие виды. Среди них – водные растения, травы,
кустарники, деревья с некрупными листьями. Размеры растительных миниатюр
варьируются в довольно широких пределах – от 1,5 сантиметров до 1 метра.
Наиболее популярны бонсай высотой 30-80 сантиметров, представляющие собой
небольшие долговечные деревья уникальной формы. Мастера бонсай отмечают, что
растения обладают высокой чувствительностью и практически всегда, хотя и с
задержкой, реагируют на то, как на них смотрят люди.
Комментариев нет:
Отправить комментарий